Василий Котофеевич и его роль в современном искусствеАвтор: Л. АЛЕКСЕЕВ
Фото автора
Источник:
Свердловский Областной Краеведческий Музей
и газета Уральский Музей
В одной изотерической, психологической и очень экстрасенсорной семье жил кот по имени Бармалей. Был он тотально черный и к тому же обладал каким-то дьявольским обаянием, так что известная художница, посещавшая эту семью, даже написала его портрет. В стиле Пикассо. Но картину эту увидеть сейчас нельзя, потому что ее купил какой-то немец, видимо, обаявшись изображенной на ней усатой мордой, и увез в свой фатерлянд.

Такая вот история предшествовала зарождению идеи о создании в Екатеринбурге музея кошек. Вообще-то всякие кошачьи артефакты Светлана Долганова, хозяйка музея, собирает более десяти лет. Кошачья тема ее всегда интересовала как экспозиционера (Светлана – владелица художественной галереи «Окно»), она устраивала различные выставки, такие как «Женщины и кошки», где можно было поразмышлять над ипостасями кошки и женщины, их скрытым единством и взаимным перевоплощением.
Друзья, знакомые, узнавая о том, что Светлана собирает коллекцию предметов, связанных с котами, активно подключились к ее увлечению, привозя из разных мест и стран всевозможные художественные и нехудожественные творения на эту тему. В общем, сейчас в коллекции С. Долгановой не менее 500 экспонатов: картины, художественные фотографии, книги, скульптуры и разнообразнейшие сувениры. Одним из главных – считается журнал «Эрмитаж» со статьей о котах, живущих в знаменитом музее, и о посвященных им выставках, которые открывал сам Б.Б. Пиотровский. Кстати, в Питере такого музея нет, хотя тему мурлыкающих созданий затрагивают многие художники. Да и вообще, по прикидке Светланы, таких музеев в мире всего пять: в Швейцарии, Австрии, Чехии или Словакии, Москве и Екатеринбурге. Так что повод для гордости уже есть!
Но интерес посетителей музея вызывает, конечно же, не его уникальность, а его экспозиция, вернее – содержание, потому что здешняя экспозиция – не какой-то застывший образ, а некая основа, на которой будут зиждиться всевозможнейшие кошачьи выставки, фестивали, кастинги, арт-диффузии и все, что способна породить раскрепощенная фантазия женщины-искусствоведа да еще с такой обманчивой ипостасью.
В этом музее можно долго, как в парижской кафешке, сидеть за столом, уткнувшись в увлекательный журнал или книгу – вот только кофе вам никто не принесет (но, может быть, это только пока). Ведь это единственное место в городе, где есть возможность почерпнуть столько информации на одну тему. Узнать о том, что признание в среде аристократии кошка приобрела относительно недавно, лишь в XIX веке, а до того представители высшего общества предпочитали собак. Это, кстати, видно и по портретной живописи. Но это в Европе, а, к примеру, в Японии кошка всегда была популярна: при императорском дворе даже существовала должность старшей фрейлины, занимаемая усатой кисой. И у этой фрейлины были собственные слуги, места которых занимали… люди.
Можно полюбоваться особой одеждой для хвостатых модниц, пошитой настоящим модельером, мысленно примерить на себя один из воздушных шарфов, изготовленных в технике батика. Или пройтись этакой Мэри Поппинс, покручивая в руках (тоже мысленно), зонтик, расписанный в абстрактно-кубистической манере, разумеется, на кошачью тему.
Попытка описать словами на ограниченном газетном пространстве экспонаты музея обречена на провал, ибо о каждом предмете, представленном здесь, вам расскажут целую историю. Кроме того, чуть ли не каждый новый день приносит какие-то открытия. Приходят люди, приносят: кто – открытку, кто – марку или книжку, а то и огромную кошку, помогая создавать такой милый и в то же время противоречивый и во многом загадочный образ нашего домашнего друга.


