В сборниках «Стишки Матушки Гусыни» мы встретим еще одну знакомую с детства особу – тетушку Трот. Однако если детские стишки о кошках – это лирика, то цикл стихов о тетушке Трот (или даме Трот) - это настоящий котоэпос! Первая публикация цикла стихов о тетушке Трот появилась в 1803 году, а когда именно появились сами стихи, литературоведы затрудняются сказать. Тетушка Трот, ее кошка и собака дружно живут вместе и все время попадают в забавные ситуации. Удивительная кошка помогает тетушке Трот по хозяйству, развлекает ее и не так уж просто определить, кто главный в доме.
Каждое четверостишье о тетушке Трот сопровождается рисунком, таким образом цикл стихов с иллюстрациям выходит за рамки детской литературы и приближается к комиксу, понятному и интересному всем - от мала до велика.
Плюшевый комочек счастья - принцесса Катарина Кошки – создания своенравные. Но при этом их все равно любят очень многие. Это потому, что кошки знают секрет воздействия на человека.
Иллюстрация Обри Бердслея к рассказу Эдгара Аллана По "Чёрный кот". 1894
Обри Винсент Бёрдслей (1872 - 1898) — английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетизма и модерна 1890-х, нарисовал всего одного кота. Но какого! Это кот из рассказа знаменитого американца Эдгара По "Черный кот" (1843). Надо сказать, что большинство работ Бердслея были книжными иллюстрациями или рисунками. В них художник развивал декадентские и символистские тенденции искусства поздних прерафаэлитов, сочетая их с влияниями японской гравюры. Его утончённые, причудливые работы, построенные на игре силуэтов и контурных линий, сформировали многие черты графики модерна. При этом творчество Бердслея было интеллектуально в своей основе, важнейшим его источником была литература, он и сам писал. Так же, как и прерафаэлиты, художник был увлечен искусством средневековой книги с ее целостным подходом к оформлению страницы, соотношению шрифтов, полосных иллюстраций, изображений на полях, но в отличие от них, спутниками его графики становятся гротеск и парадокс. Удивительно, но обычно неисчерпаемо изобретательный и склонный к метафорам Обри Бердслей рисует к мистическому рассказу По буквально точную иллюстрацию. Мы видим то же, что увидели полицейские, разбившие стену. Контурно, белым пятном на черном фоне, изображена покойница, а на её голове - чёрный одноглазый кот, чей вопль привлёк внимание полицейских. Рисунок Бердслея точен и впечатляет устойчивым ужасом. Не сразу удается понять, что этот ужас достигается не только точным графическим, но и цветовым (как ни странно говорить это о графике) решением. Мертвое на этом рисунке - белое, а живое - черное. Мир жесток и вывернут наизнанку. В нем нет места жизни, остался только экзистенциальный ужас...
Возможно, самая знаменитая английская кошка (ну, после Чеширского кота, разумеется)))), это "кошка, которая гуляла сама по себе" из сказки Редьярда Киплинга. Сказка, вошедшая в сборник "Просто сказки" (1902 год ), так и называется "Кошка, которая гуляла сама по себе". Выразительная черно-белая иллюстрация Киплинга знаменита едва ли не больше, чем сама сказка. И правда – мастерский рисунок! Сколько независимости, гордости и очарования в этой кошачьей спинке!
В классических английских детективах без кошек, конечно, дело не обходится. В детективных романах Найо Марш "Форель и Фемида" (1955) и "Чернее некуда" (1974) кошки помогают детективу Родерику Аллену раскрыть преступление.
Томас Стернз Элиот - автор книги «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом», опубликованной в 1939 году. (Старый Опоссум — прозвище Элиота, полученное от Эзры Паунда). В книге 15 стихотворений, описывающих характеры разных котов: кот с берегов Темзы Тигриный Рык, старый ленивый кот по кличке Второзаконие, разбойник Макавити, железнодорожный кот Шимблшенкс, который следит за порядком в поезде. Стихи Элиота переводили на русский язык С. Я. Маршак и А. Я. Сергеев.
В 1954 году шесть стихотворений Элиота были положены на музыку английским композитором Аланом Роусторном. В 1981 году по мотивам цикла Элиота был поставлен мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Кошки». При создании мюзикла использовались фрагменты стихотворений, которые не вошли в окончательный текст «Науки о кошках» и которые вдова поэта, Валери Элиот, передала создателям мюзикла. Среди них был отрывок о посмертной судьбе кошек и о старой кошке по имени Гризабелла, которая в мюзикле исполняет знаменитую арию "Memory" - «Память». "Memory" стала главной музыкальной темой "Кошек" и одной из самых популярных мелодий 20 века. Эту арию исполняли многие знаменитые певицы, в том числе Барбра Стрейзанд, Селин Дион и Мирей Матье.
Фрагмент мюзикла "Кошки" с арией Гризабеллы "Память"
В 1953 году вышел сборник стихов английских поэтов "Лучшие кошачьи истории" с прелестными иллюстрациями Эйлин Майо. К сожалению, большинство этих стихотворений не переведено на руссский язык. Но это не мешает нам любоваться иллюстрациями к стихам.
Говоря о кошках в английской литературе, нельзя обойти вниманием творчество Дорис Лессинг, лауреата Нобелевской премии по литературе 2007 года. Как говорилось в сообщении Нобелевского комитета, эта высокая награда присуждена литератору — «создателю женского образа, со скепсисом и провидческой силой исследующего эту расколотую цивилизацию». Ну а какая женщина, пишущая о женщинах же, обойдет в своём творчестве кошачью тему?
Обложки книг Дорис Лессинг
В своей автобиографии Дорис напишет «Я помню, как в одну из зим моя мать слепила кошку из снега, намного больше, чем в натуральную величину. Кошка сидит на коробке и смотрит яркими солнечными глазами, и в ее глазах мерцают падающие снежинки. Я очарована, околдована этой белой кошкой. Ее глаза следуют за мной, я кричу: «Посмотри, она смотрит на меня!» И кошка действительно смотрит через падающий блестящий снег. «Не глупи, — говорит моя мать. — Это только кусочки зеленого камня». И она смахивает рукой кошачьи глаза и показывает мне яркую зеленую гальку. Я иногда думаю, что где-то в Тегеранском саду и сейчас лежат два зеленых камешка, которые однажды были глазами белой кошки, сияющими через кружащийся снег».
Лессинг создала несколько произведений, главными героями которых были кошки. Первым стал сборник «Прежде всего кошки», вышедший в свет в 1967 году. В него вошли рассказы: «Прежде всего кошки», «Прежде всего кошки и Руфус», «Старость Эль Магнифико» и другие. В историях из этого сборника Дорис рассказывает о своих кошках, о Серой Кошке и Черной Кошке. Серая была "испорченная красавица", эгоистичное создание, а Черная - скромница и прекрасная кошка-мать. Еще одним героем книги стал Руфус — бездомный кот, спасенный писательницей на улице. «Но, пожалуй, самым умным котом был Эль Магнифико, — говорила Лессинг о своем литературном коте, чей образ списан с ее собственного домашнего любимца. — Мы с ним разговаривали. Он садился передо мной на стол или на другое возвышение, чтобы его глаза оказались на одном уровне с моими. И смотрел на меня. Так мы общались».
Лессинг прожила долгую, насыщенную событиями жизнь. Она скончалась в возрасте 94 лет. И все время рядом с ней были кошки, причем не породистые и дорогие, а подобранные на улице или спасенные из-под колес автомобиля. "К сожалению, люди, не задумываясь, выбрасывают кошек на улицы, если те им надоели, - говорила писательница в одном из последних интервью. - Жизнь бывшей домашней кошки обычно коротка. Если вы видите пару светящихся глаз, которые смотрят на вас из-за изгороди, подумайте о том, что этому коту, вероятно, долго не жить, откройте ему дверь своего дома».