Сэр Ричард Уиттингтон и его кошка. Гравюра 19 века.
Уиттингтон умылся, завил волосы, надел шляпу и хороший костюм и стал не менее красивым и нарядным, чем любой из молодых людей, бывавших в гостях у мистера Фитцуоррена. И мисс Алиса, которая раньше только жалела его и старалась ему помочь, теперь нашла его подходящим женихом. Мистер Фитцуоррен вскоре заметил их взаимную любовь и предложил им обвенчаться, на что оба охотно согласились. История повествует нам, что мистер Уиттингтон и его супруга жили в богатстве и роскоши и были очень счастливы. Уиттингтона один раз избрали шерифом Лондона, трижды избирали лорд-мэром, а при Генрихе V он удостоился рыцарского звания. До самого 1780 года можно было видеть изваяние сэра Ричарда Уиттингтона с кошкою в руках над аркой Ньюгетской тюрьмы, которую он сам выстроил для бродяг и преступников.
Памятник кошке Уиттингтона у Уиттингтонской больницы в Лондоне
Сравнивая русские и английские сказки о кошках, можно увидеть в них и сходство, и различия. Так образ кошки - личного демона — присутствует в русской культуре только в сказках, в то время как в Англии и Шотландии такой образ очень распространен и за пределами фольклора. В обеих культурах кошка играет роль помощника, но вместе с этим ее образ невероятно разнообразен. В английских и шотландских сказках, так же как и в русских, не встречается ни одного случая, когда кошка была бы исключительно отрицательным персонажем. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме), красть что-либо у хозяев, врать, но она все равно будет помогать человеку или совершать другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если кошка черная, то она обладает мистическими свойствами.
В обеих традициях кошка свободолюбива. Она может быть предана хозяину, а может и предать его за плохое с ней обращение или отсутствие внимания. Кошка не всегда привязана к дому: она может убежать от хозяев, путешествовать, жить одна в лесу и т.п.
В английской и шотландской народной традиции очень распространены верования, согласно которым человек может превращаться в животное. (Это поверье распространено практически во всем мире.) Типичные случаи – перевоплощения в зайца, кошку или собаку. Превращение в кошку называется элюрантропией. Во времена средневековых процессов над ведьмами животные, казавшиеся подозрительными, тоже преследовались, как и ведьмы. Если повреждение, нанесенное животному, вызывало аналогичное повреждение у какого-либо человека, то его признавали колдуном или ведьмой. По разным версиям превращения могли совершаться благодаря магическим силам колдуна или в результате использования специальных мазей и произнесения заклинаний. В качестве примера можно привести дело Изабель Грирсон, которая в 1607 г. была сожжена в Эдинбурге по обвинению в посещении некоего дома в облике кота. Изабель Гоуди в 1662 г. на судах шотландских ведьм привела ряд заклинаний для превращения в различных животных и, наоборот, для возвращения человеческого облика. Для превращения в кошку существовало такое заклинание: «Именем дьявола да стану я кошкой грустной, печальной и черной такой, покамест я снова не стану собой».
Для английской и шотландской традиций характерно наличие у кошки функции личного демона. Вообще образ такого демона составляет исключительно английский и шотландский вклад в теорию колдовства. Такие личные демоны, принимавшие облик разных животных, в том числе и кошки, являлись, естественно, представителями нечистой силы и несли в себе злое начало. Если мы вспомним трилогию "Темные начала" Филиппа Пульмана, то увидим, что он переосмыслил эти старинные легенды и его ДЕЙмоны - это не только носители темных сил, но и воплощение человеческой души. Вернемся в средневековье. В то время кошки, как правило, принадлежали ведьмам и были их соучастниками и помощниками. Большинство носило определенные имена, которые сохранились в описаниях процессов над ведьмами . Бывало, что вместе с кошкой у ведьмы жило еще несколько животных-демонов. Это могли быть собаки, жабы, мыши, ягнята, кроты и т.п. Иногда среди этих животных попадалась и ласка. Хитрая, как лиса или ласка, кошка, тем не менее, могла быть всецело предана хозяйке.
Иллюстрация Артура Рэкема к повести "Ветер в ивах" Кеннета Грэма
Фигура кошки казалась загадочной и мистической. И, естественно, ее цвет имел огромное значение: черный означал воплощение сатаны; ведьмы же предпочитали полосатый окрас или некоторые другие тона. Ведьмы заботились о своих домашних духах, например, давали им пищу. Ею могли служить как мясо и молоко, так и кровь самой ведьмы. Отверстия, через которые духи питались кровью, назывались «ведьминскими знаками». Их присутствие на теле предполагаемой ведьмы являлось безусловным доказательством ее виновности. Приведем несколько примеров домашних духов. В книге «Правдивый и достоверный отчет», описывающей процесс над сент-осайтскими ведьмами, проходивший в 1582 г., упоминается Урсула Кемп – хозяйка нескольких духов, в число которых входили и два мужских духа в образе котов. Один из них, серый, звался Титти, а другой, черный, – Джеком. Эти создания занимались тем, что насылали на соседей болезни. В другой книге, «Discovery of Witches», описываются суды над ведьмами в 1647 г. Там говорится о белом котенке по имени Хольта, принадлежавшем Элизабет Кларк, признанной ведьмой. Среди огромного количества демонов, встречающихся в подобной литературе, появляются коты Рассолт, Лайтфут Сатхан.
Луис Уэйн. Черные коты.
Так что английский кот - это не только милое домашнее существо, символ покоя и уюта, которым он стал в викторианской Англии. Хотя, возможно, англичане так трепетно относятся к своим котам и кошкам и так боятся им не угодить именно потому, что помнят об их "истинном" лице?
Говоря об англичанах, мы, прежде всего, представляем себе викторианцев. Славная и долгая викторианская эпоха стала высшим проявлением "английскости", в полной мере раскрыла британский характер. И именно в эту эпоху любовь англичан к кошкам достигла апогея. Англичан можно назвать пионерами котоведения. Когла мы "постим котэгов" в ЖЖ, то идем по пути, проложенному англичанами, которые на заре появления фотографии уже фотографировали для открыток кошечек в смешных нарядах и снабжали фото остроумными надписями, помещали котопортреты на обложках журналов. Увы! Заставить кошек в платьях и бантах позировать было не так уж просто, поэтому иногда для постановочных фото использовались кошачьи чучела(. Викторианская эпоха оставила нам забавные кошачьи фотопортреты и множество трогательных фотографий нарядных детишек и прелестных юных девушек с котятами.
13 июля 1871 года в Лондоне, в знаменитом Хрустальном Дворце (Crystal Palace), построенном к Всемирной выставке 1851 года, состоялась первая в мире профессиональная выставка кошек, организованная известным английским художником и любителем кошек Гаррисоном Уэйром (Harrison Weir). Много позднее, в своей книге "Наши кошки и все о них" ("Our Cats and all abourt them", 1892) он вспоминал, как все происходило.
"Много лет тому назад, раздумывая о большом количестве кошек, поодиночке содержащихся в Лондоне, у меня возникла идея, что было бы неплохо проводить «выставки кошек», чтобы люди начали относиться более внимательно к различным породам, окрасам, рисункам и т. д. И домашний кот, сидящий у огня, мог открыть своему владельцу красоту и уникальность, неизвестную доселе, поскольку тот на это просто не обращал внимания".