Страница 1 из 1

Как относились к кошкам в древности?

СообщениеДобавлено: 24 май 2008, 20:22
Эйрена
Как относились к кошкам в древности?

Екатерина Елизарова

Изображение
Сегодня кошка - одно из самых любимых домашних животных и символ уюта, а многие древние приметы о ее поведении сохранились и по сей день.


Как сказал выдающийся английский драматург Бернард Шоу, «человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку». Этому замечательному животному, в течение всей жизни человечества, пришлось пережить очень многое, прежде чем стать обычным домашним любимцем.

По свидетельствам историков, кошка была приручена в Древнем Египте примерно 5000 лет назад. Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна, хранившиеся в амбарах, необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Пушистых охотников, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Неслучайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню плодородия и материнства Бастет изображали в виде кошки.

Изображение

В городе Баста был расположен знаменитый храм кошек, в котором широко отмечали весенний праздник в честь богини и кошек. Здесь находилось и специальное кладбище для этих животных. Умерших кошек мумифицировали жрецы и, в соответствии с ритуалом, хоронили в гробницах. Смерть любимца была настоящей трагедией для всей семьи, и в знак траура египтяне сбривали себе брови. Позже кошки стали считаться священным достоянием Египта и символом могущества фараонов, и животных запрещалось вывозить за пределы государства.

Жители Древней Греции, не менее египтян заинтересованные в сохранении зерна, невзирая на угрозу смертной казни, создали особые преступные группировки, главной деятельностью которых было похищение египетских котов и кошек. Но египтяне старались вернуть незаконно вывезенных животных всевозможными способами. Однако кошки все же прижились в Элладе, привыкнув к новым жизненным условиям.

В Китае кошка тоже символизировала материнство и хранительницу урожая. Верили, что если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив.

В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный известный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято всячески наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей, и даже приставлять к нему персонального слугу. Богатые японцы брали в свой дом совсем маленьких котят, которые еще не успели научиться охотиться, поэтому они даже не умели ловить мышей. Ну а простые жители Страны восходящего солнца верили, что обычное изображение или статуэтка зверька поможет отпугнуть грызунов.

Начиная со времен Римской империи, культ кошки стал постепенно ослабевать. К тому времени пушистые охотники уже распространились и на территории Европы, где кошку мог содержать любой желающий. В Шотландии и Великобритании кот стал олицетворением храбрости воина. В 940 г. до н.э. был издан указ, по которому в каждом поселке непременно должна была жить кошка, здоровая, умеющая охотиться и правильно воспитывать котят. XII век, время страшной эпидемии чумы, распространяемой черными крысами из Азии, стал вершиной популярности кошачьего семейства.

Однако в начале XIII в. церковь стала считать кошек олицетворением нечистой силы, посредниками между колдунами и чертом. Ни в чем не повинных котов и кошек старательно уничтожали, всерьез велись судебные процессы по делу ведьм и их кошек. В это время как никогда буйствовали опасные болезни, которые разносили бесчисленные грызуны.

К XVIII в. преследования кошек прекратились. В это время ученые начинают писать первые книги о психологии, поведении этих животных. В 1871 г. известный фелинолог Гаррисон Уэйр организовал в Лондоне первую выставку кошек.

На Руси домашние кошки появились только в начале XI в., благодаря путешественникам и мореплавателям. Они быстро завоевали всеобщую любовь и популярность: издавна появилась поговорка "Без кошки не изба". Согласно действующим законам, кража кошки наказывалась значительным штрафом, в несколько раз превышающим штраф за кражу коровы. В нашей стране кошка считалась животным, приносящим удачу, о ней слагали множество сказок и примет. Трехцветная кошка, по поверьям, приносила счастье своим хозяевам, семицветный кот был стопроцентной гарантией благополучия, а вот встреча с черным котом считалась не очень удачной приметой. Однако верили, что черный кот в доме спасает от грозы и от воров. По поведению кошки предсказывали погоду и ближайшие события в семье: "Кошка хозяйке проходу не дает - к обнове", "Кошка умывается - гостей намывает", "Кошка спит, спрятав нос - к морозу".

Сегодня кошка - одно из самых любимых домашних животных и символ уюта, а многие древние приметы о ее поведении сохранились и по сей день.

Всегда важно помнить, что мы в ответе за тех, кого приручили!

Источник: Школа Жизни.ру http://shkolazhizni.ru

Происхождение домашних кошек

СообщениеДобавлено: 11 авг 2008, 14:27
Lena
Происхождение кошек

ИзображениеСчиталось, что родиной домашней кошки является Северная Африка. Самые вероятные предки домашней кошки – буланые кошки. Они распространены по всему африканскому континенту и их роднит с домашней кошкой не только внешний вид, но и анатомические характеристики – объем головного мозга и строение скелета.

Первым буланую кошку описал и изучил Эдуард Рюппель. Этот естествоиспытатель из Франкфурта обнаружил их в нубийской пустыне на западном берегу реки Нил.

Потом появились предположения, что предками домашней кошки могли также быть кошки из Аравии, Месопотамии и других азиатских стран. В 1913 году проводилось сравнение манула и домашней персидской кошкой, между ними очень много сходства. Еще одна гипотеза утверждала, что домашняя кошка ведет свой род от диких кавказской и степной кошки.

В поле зрения исследователей попала также бархатная кошка, ее территория обитания от Каракумов до юга Ирана. Еще в семнадцатом веке Пьетро делла Валле, аристократ из Италии, описал необычайно красивых кошечек, живущих в Северо-Восточной Персии. К сожалению, судьба этих описанных кошечек осталась неизвестной. Имели ли они отношение к бархатной кошке? Были ли они предками современной персидской кошки? Привозил ли их этот аристократ в Европу для вывода новой породы? На эти вопросы пока нет ответа.

Недавно ученые пришли к выводу, что буланая африканская и бархатная азиатская кошки являются подвидами одного вида диких европейских кошечек. Возможно, египтяне приручили свой подвид кошек, азиаты свой. А во времена Римской империи были все возможности для переселения кошек в другие регионы и скрещивания подвидов друг с другом. Так что предками ныне живущих кошек могут быть дикие африканские, азиатские и европейские кошки.

В наше время идет бурный процесс скрещиваний различных пород кошек. В результате одни кошки коренастые и большие, другие худенькие и вытянутой формы. Считается, что сиамские кошечки не помешались с тяжеловесными северными собратьями и остались более близкими к своим азиатским предкам до сих пор.

В одном только исследователи не имеют разногласий. Кошки были приручены не раньше, чем человек освоил земледелие в неолите. Это сильно отличает их от собак. Собаки еще в палеолите помогали охотникам, люди пользовались с давних времен их обонянием и слухом. Кошки не интересовали человека до тех пор, пока у него не появились запасы зерна и другого продовольствия. Когда человек стал вести свое хозяйство и делать запасы, появилась потребность защищать их от многочисленных грызунов. Сам человек был не в состоянии справиться с расхитителями припасенной на зиму еды. Любое животное, которое смогло бы помочь в этой проблеме, было бы очень полезно.

И тогда люди обратили внимание, что кошки отлично охотятся на мышей. Немедленно далекие предки кошек были окружены вниманием далекими предками человека. Кошек всячески поощряли охотиться возле амбаров с зерном. Они, видимо, не возражали. Ведь возле амбаров было столько упитанных и ленивых грызунов. На следующем этапе кошка уже перебралась в жилище человека, так как это было удобно и полезно обеим сторонам.

В наше время кошки, как охотницы, уже не представляют такой практической пользы для охраны человека от грызунов. Появились современные средства борьбы с мышами и крысами. Но для наших предков кошки оказались настоящим спасением.

Как одомашнили кошку?

СообщениеДобавлено: 31 окт 2008, 15:12
Эйрена
Как одомашнили кошку?

Мария Карпенко

Изображение

«Кис-кис-кис...» – подзываем мы к себе своего ненаглядного Барсика (Мурзика, Мурку, Пушка и т.д.). Вот уже слышится «мяу», и на бесшумных лапках подбегает к нам пушистый комочек с вытянутым стрункой хвостом и шикарными усами-антеннами.

«Мяу!» – и он уже расположился на коленях, включив внутренний моторчик и жмуря глазки от удовольствия, что у него чешут за ушком. «Мяу!» – звучит у холодильника – и мы знаем, что надо взять мисочку и налить туда молочка. Мы понимаем друг друга без слов. Мы друг друга чувствуем. Но ведь так было не всегда...

Кошки, как и прочие домашние животные, не всегда были домашними и прирученными. Когда-то они были дикими и не жили в тесном контакте с человеком. Так как же это произошло?

На данный момент все исторические сведения указывают на то, что впервые кошка зашла в дом к человеку и осталась там в Древнем Египте, около 5000 лет до н. э.. Египтяне почитали её за воплощение богини ночи Бастет и оказывали ей почести, какими не удостаивали простых людей. После смерти кошек часто бальзамировали, о чем говорит огромное количество найденных мумий. За убийство кошки по закону того времени полагалась смертная казнь.

Как именно произошло одомашнивание, точно не установлено. Но очевидно, что людям были хорошо известны привычки, способ кормления и характер древних диких кошек – жили они всегда поблизости. И приручение животных сперва носило чисто функциональный, практический характер.

Засилье грызунов, портивших урожай, было и проблемой, и тем, благодаря чему в конечном итоге сейчас мы имеем возможность слышать «Мяу» у себя дома. Египтянам нужна была защита от крыс и мышей, кошкам нужно было охотиться. Неизвестно сколько прошло времени, пока кошкам удалось зарекомендовать себя полезными животными, а людям войти в доверие к ним, но этот момент настал. И кошки узнали цену людской благодарности.

Их обожествили, их стали почитать, их полюбили и пустили в дом. Все больше и чаще перед усатой мордочкой ставилась мисочка с молоком, все меньше и реже мышек приходилось ловить. Все сильнее и устойчивей становилась связь человека и животного.

В Европу же кошки попали благодаря римлянам примерно в 1 веке н.э. Они захватили Египет и очаровались пушистыми зверьками, столь любимыми в этой загадочной стране. Впрочем, как могло быть иначе? Разве могли они устоять против того тонкого обаяния, которым обладает кошка?! Вот и Европа не устояла, да и весь мир.

Кстати, судя по найденным мумиям, рисункам и скульптурам, оставшимся нам в наследие от древних египтян, современная кошка не сильно отличается от своей древней прародительницы. И, судя по всему, не только внешне. Характер – все такой же независимый, гордый, словно не в теплом доме она родилась и живет, а только вчера из леса вышла и за её хитрой мордочкой действительно скрывается Бастет.

Трудно представить сейчас современный дом без маленького изящного зверька со столь непредсказуемым характером, бесшумной походкой и многовековой тайной в глазах...

Ну, а теперь позовите «Кис-кис-кис!»... И загляните в зеленые, таинственные глаза своей кошки. Что вы в них видите?

Происхождение кошек

СообщениеДобавлено: 11 ноя 2008, 18:34
Эйрена
Происхождение домашней кошки и её эволюция

Изображение
Кошка, как и остальные домашние животные, - лошадь, овца, собака, птица и т. д. - много сотен лет существуют рядом с человеком. До недавнего времени существовало мнение, что все породы домашней кошки сформировались в результате искусственного отбора, что исторически вполне естественно и закономерно.
Считалось, что все современные домашние кошки происходят от одного древнего предка - североафриканской - переднеазиатской степной кошки. Предполагалось, что буланые кошки из Северной Африки - это наиболее вероятные предки, в противоположность диким европейским котам - обитателям глухих лесов, ненавидевшим людей, и что буланых кошек, обитающих от Алжира до мыса Доброй Надежды, роднят с их домашними родственниками анатомические и физиологические особенности.

За последние десятилетия выяснилось, что домашняя кошка ведет свой род еще и от кошек Месопотамии, Аравии и иных стран Передней Азии. Возникла гипотеза, что она произошла от скрещивания степной и дикой кавказской кошек. Посетивший в XVII веке Персию итальянец П. Делла Балле описал в своих "Письмах потомкам" кошек необычайной красоты с шелковистой серо-голубой шерсткой и пышным хвостом. Сравнительно недавно установили, что буланая кошка, барханная кошка и кошка, описанная Балле, - все это подвиды одного и того же вида европейской кошки, широко распространенной в Старом Свете. Поэтому получается, что египтяне приручили североафриканскую разновидность, а жители Азии - азиатскую.
Таким образом, первоначально возникло грациозное, пропорционально сложенное, очень красивое животное с изящным телом на длинных лапах. Произошло же это около пятого тысячелетия до н. э.
Сведения о кошках есть у Геродота, жившего в V веке до н. э. и путешествовавшего по Египту. Он писал, что египтяне за 3 тысячи лет до н. э., то есть практически 5 тысяч лет тому назад, уже имели прирученных домашних кошек, которых они возвели в ранг "священных животных", считая, что между богом солнца Ра и кошками существует какая-то неведомая и таинственная связь. Ведь зрачки кошек расширяются во весь глаз и сужаются до крохотной щелочки в обратной зависимости от освещенности, от того, в каком месте небосвода находится солнце. А ночью глаза кошки светятся, излучая, якобы, свет солнца, "накопленный" ею днем. Поэтому кошку считали священным животным и за ее убийство наказывали смертью.
Изображение
Если в семье древнего египтянина умирала кошка - это было большим горем, и все члены семьи, в силу традиции, в знак траура сбривали себе брови. Умершую кошку бальзамировали и опускали в специальный сделанный для этой цели ящичек, - гробик. Ящички были разными и зависели от благосостояния семьи: простой люд хоронил кошек в деревянных ящичках, люди побогаче - в бронзовых, а богачи - даже в золотых. В Египте известны кладбища таких захоронений мумифицированных кошек в Бубастисе, где найдено множество прекрасно сохранившихся мумий.

Апогея славы кошки достигли около 2000 года до н. э., когда кошка стала храмовым животным. В храме Гелиополиса имелось изображение бога Ра в кошачьем облике и огромная статуя кошки, которая могла расширять и сужать зрачки в зависимости от положения солнца и освещенности. Одновременно это были и часы - каждый час божественное животное выпускало фонтанчик воды.

Множественные древние изображения кошек дошли до наших дней в виде скульптур богини Бастет (Бает) с кошачьей головой, рисунков, украшающих саркофаги, папирусы, статуэток и т. д.

Контрастом древнему поклонению кошке выглядят акты вандализма, совершенные английскими колониальными чиновниками в прошлом веке по отношению к кошачьим кладбищам. Вот один из них. В Ливерпуль было доставлено 300 тысяч мумий кошек, которые использовали для удобрения полей местных фермеров. Чудом уцелел один кошачий череп, хранящийся теперь в Британском музее. Сегодня не верится, что это совершили представители народа Великобритании, где живут, как принято считать, главные любители кошек в мире.

Древние греки, а точнее их продовольственные запасы, страдали от грызунов. Попытки бороться с мышами и крысами при помощи горностаев, ласок, хорьков, каменных куниц и полуприрученных змей были не эффективны. Поэтому в Египет были направлены ловцы кошек, которые при помощи купцов и владельцев кораблей, а точнее говоря - контрабандистов, переправляли котов в Грецию. Однако если кто-нибудь на этом занятии попадался, то расплата за содеянное была одна - смерть. В свою очередь египтяне отправили ловцов в Грецию, чтобы выкрадывать своих животных обратно. Доказательством служат монеты V века до н. э. с изображением кошки, похожей на буланую, найденные на Пелопонесском полуострове.

А что же азиатская прародительница кошек? Что же происходило с ней? Один из первых историографов кошек де Монкриф приводит любопытную трактовку общеизвестной истории, которую в свою очередь ему поведал один высокопоставленный мулла.

Когда животные попали в Ноев ковчег, то первые несколько дней они пребывали в шоке. Но вскоре самцу обезьяны наскучил сидячий образ жизни и от его любви с молодой львицей родились кот и кошка.

По мусульманскому преданию, именно Магомет научил кошку всегда падать на четыре лапы. Пророк отвел кошке постоянное место в раю и, погладив три раза по спине, наделил кошачью породу даром падать на четыре лапы. В связи с этим преданием на арабском Востоке Магомета стали называть "отцом кошек". Однажды его кошка Миеца лежала в задумчивости на рукаве одежды, а хозяин, торопясь на молитву и не осмеливаясь потревожить животное, отрезал рукав своего халата.

Но еще задолго до изложенного выше предания Плиний, древнегреческий историк, писал, что арабы обожали золотистых кошек (вероятно, имелись в виду прародительницы абиссинских кошек). Аналогично к кошкам относились и турки. По сей день мусульмане относятся к кошкам с особым расположением.

Из Египта домашняя кошка попала в Азию, где после скрещивания с индийской степной кошкой, имевшей длинную шерсть, сформировалась основная длинношерстная порода кошек.


На Дальнем Востоке домашние кошки были давно известны. Не совсем ясно, как они сюда попали. Предполагается, что за 600 лет до н. э. этот вид животных распространился в Китае, где разводились длинношерстные кошки. В VI-IX веках кошки проникли в Японию из Китая. С другой стороны, скорее всего, процесс одомашнивания шел здесь самостоятельно, и предками дальневосточных кошек стали дикие животные, обитавшие в этом регионе. В этих странах кошек часто обожествляли и им поклонялись.

Интересно, что, в отличие от мусульман, буддисты, проповедуя любовь к животным и их защиту, почему-то не распространяли на кошку свое покровительство. Это, вероятно, связано с тем, что, согласно легенде, во время восхождения Будды в Нирвану все звери были приглашены на церемонию. Только одна кошка проспала и прибыла на место встречи с опозданием, что было непростительно.

Плутарх в I веке нашей эры упоминает о кошке как об экзотическом животном, почти заморском чуде. Из того, что известно в наши дни, о кошке упоминали Геродот и Аристотель. Это свидетельствует о том, что кошки все еще были редки. В противоположность выше сказанному, есть предположения, что в Грецию кошки попали через Италию или через остров Крит, ибо на Крите обнаружили фрески, изображающие кошек, пожирающих перепелок. Фрески датируются 1600 годом до н. э.

Источник: энциклопедия «Кошки. Все о жизни кошачьих»

Происхождение кошек

СообщениеДобавлено: 31 янв 2010, 12:14
Keltic Prince
Новейшие генетические исследования происхождения домашних кошек

"Процесс одомашнивания кошки происходил на ... ограниченной территории и начался примерно 10 000 лет назад на Ближнем Востоке, в том регионе, где располагались древнейшие цивилизации Плодородного полумесяца . Наиболее точно значение этого региона передает закрепившийся за ним эпитет "колыбель человечества", так как здесь возникли древнейшие города, была создана письменность и сформировались первые государства. Кошка приблизилась к человеку, когда он начал вести оседлый образ жизни. Невозможно представить себе стайку кошек с котятами, бегущих по степи или пустыне вслед за удаляющимся стадом или караваном. Да и кочевнику, постоянно перемещающемуся налегке в поисках новых пастбищ, также вряд ли нужны кошки, которые в условиях кочевой жизни скорее будут представлять для него обузу. Фрагменты скелетов кошек, обнаруженные во время археологических раскопок неолитических поселений и в древнейшем городе нашей планеты Иерихоне (Израиль, 7 тыс. лет до н. э.), позволяют предположить, что мелкие кошки пришли в поселения людей с появлением излишков пищевых продуктов и скоплениями пищевых отходов, привлекающих большое количество грызунов. Когда население древнейших городов стало достигать нескольких тысяч человек, появилась необходимость хранения собранного урожая зерновых в специально построенных зернохранилищах и защиты их от грызунов. Так возникла ситуация, когда человек и кошка стали необходимы друг другу. Кошка впервые вошла в поселение человека, видимо, спасаясь от более крупных хищников. Вскоре люди заметили преимущества присутствия кошек в своих поселениях, а кошки, поселившись рядом с человеком, возможно, в полуприрученном состоянии, взамен получили безопасность и пищу. Как полагает доктор Карлос Дрисколл , "кошки адаптировались к новому окружению, поэтому толчок к доместикации исходил от самой кошки, а не от человека", что является исключением среди всех домашних животных.
Новейшие генетические исследования пролили свет на происхождение домашней кошки. Это стало возможно благодаря анализу ДНК домашних и мелких диких кошек из Европы, Азии и Африки. Существует два типа ДНК: ядерная и митохондриальная. Ядерная ДНК (яДНК) находится в ядре клетки, а именно в хромосомах клетки. В каждой клетке есть только две копии каждой хромосомы. Одна пара хромосом (ХХ у самок и ХY у самцов), которые называются половыми хромосомами, определяют пол животного. Остальные хромосомы называются аутосомами, и их количество варьирует у разных видов, так, например, у домашней кошки (Felis silvestris catus), как и у других представителей вида Felis silvestris, их 19 пар, что принципиально отличает их от мелких американских кошек, имеющих 18 пар хромосом и в историческом процессе доместикации не участвовавших. Митохондрильная ДНК (мтДНК) находится только в митохондриях клетки. МтДНК наследуется только от матери, и анализ различий между нуклеотидными последовательностями мтДНК позволяет реконструировать генеалогическое древо по женской линии. На основании этого анализа было установлено, что все живущие в настоящее время люди произошли от одной общей прародительницы, которая жила в Африке примерно 140 000 лет назад. Поэтому так называемая "Митохондриальная Ева" могла наслаждаться только обществом прирученного львенка, леопарденка или котенка дикой кошки. То, что у Евы не могло быть любимой домашней кошки, подтверждает дошедшая до наших дней легенда о том, что первая кошка была создана Богом значительно позже, во время Всемирного потопа, внутри Ноева ковчега, чтобы она поймала мышь, которая вознамерилась прогрызть отверстие в дне Ноева ковчега и потопить его. Лев чихнул, и появилась кошка. Она поймала и уничтожила мышь и тем самым спасла обитателей Ковчега и их потомков, за что Господь Бог благословил ее, возложив на нее Свою десницу. В тех местах, где Творец коснулся кошки рукой, на шкурке кошки остались огненно-красные пятна. Интересен тот факт, что в эпоху расселения современного человека из района Плодородного полумесяца на новые земли (12-10 тыс. лет назад) кошки действительно вместе с людьми плавали на морских судах, охраняя их от грызунов. Особый интерес в этой связи представляет захоронение, обнаруженное группой археологов во главе с Жаном Денисом Винье (Jean Denis Vigne), вице-президентом научного совета Национального музея истории в Париже. В неолитическом поселении 9-7 тысячелетия до н. э., расположенном на острове Крит около деревни Шиллоурокамбос (Shillourokambos), в этом захоронении находились два расположенных на расстоянии 40 см друг от друга скелета: человека и кошки. Об этом же свидетельствуют и другие останки кошек, обнаруженные при раскопках в неолитических поселениях на острове Крит, куда иначе, как на корабле, попасть они не могли, а в условиях ограниченного пространства корабля приручение и процессы одомашнивания происходили значительно быстрее.
Карлос Дрисколл сообщает, что данные, полученные в результате анализа мтДНК, позволяют утверждать, что, во-первых, возраст всех подвидов Felis silvestris составляет 230000 лет и существует только 5 подвидов вида F. silvestris: F. silvestris silvestris - европейский дикий лесной кот (распространенный в Европе и Турции), F. silvestris lybica - дикая нубийская или ливийская кошка (Северная Африка, Ближний Восток и Западная Азия до Аральского моря), F. silvestris cafra (Южная Африка), F. silvestris ornata - дикая степная кошка (Пакистан, Северо-восток Индии, Монголия и северный Китай, Средняя Азия), F. silvestris bieti (Китай). Во-вторых, F. ssilvestris lybica - ближневосточная дикая кошка - выделилась в отдельный подвид приблизительно 131000 лет назад. В-третьих, все 600 миллионов ныне живущих домашних кошек произошли от 5 кошек-прародительниц, представительниц подвида F. silvestris lybica, живших примерно 10000 лет назад на Ближнем Востоке, и никакие другие подвиды F. silvestris кроме F. silvestris lybica не вносили свой вклад в формирование домашней кошки F. silvestris catus как подвида. В-четвертых, у многих диких подвидов F. silvestris присутствуют мтДНК, указывающие на случаи их скрещивания со вторично одичавшими домашними кошками F. silvestris catus .
Ближневосточная дикая кошка F. silvestris lybica (ливийская кошка или, как ее чаще называют, северо-африканская дикая кошка, или "дикая североафриканская буланая", которая также известна как "пустынная" или "нубийская") распространена по всей Африке и в обширной зоне от Средиземноморья до Китая. В диком состоянии эта кошка обитает в зарослях саксаула в пустынях, в кустарниках возле водоемов, в предгорьях и горах. Эти кошки ведут уединенный ночной образ жизни и охотятся на мелких грызунов, птиц, других мелких позвоночных и беспозвоночных. У F. silvestris lybica узкое, длинное тело с длинными ногами. Окрас ее преимущественно бурый с темными поперечными полосами. Хвост тонкий, на конце заостренный, с темными широкими кольцами. Ближневосточная дикая кошка достаточно легко приручается, даже будучи взрослой."
Источник: Заринэ Арушанян "И создал Бог кошку ..." (Доместикация подвида Felis silvestris catus). Журнал "Зоопрайс" №№ 6-8, июль-август 2008 г.

Сказка о том, как Род создал кошку

СообщениеДобавлено: 11 июл 2013, 14:55
Света-Светланка
Сказка о том, как Род сотворил кошку. Позаимствовано из новой книги "Игры, в которые играют Боги" (издательство «Северная сказка»).

"Летние вечера у нас на севере долгие. Время позднее, а на дворе светло, воробьи суетятся, а за ними внимательно присматривают кошки, удобно расположившись на дощатом заборе. Наша компания уже собралась чаевничать вокруг шипящего и брызгающего паром самовара. Кружки наполнились душистым чаем, оставалось решить, как пить – вприкуску или в накладку.
Вдруг Славка , мельком глянув на кошек, вслух удивился: - А это чья? У нас в деревне такой нету! - А ты что, всех кошек знаешь? – усмехнулся дед Матвей. – Да, всех. И кошек и собак, - твердо ответил Славка. – А эта – чужая! - Значит, прелагатай явился. – Дед, а ну-ка поясни! Что еще за прелагатай, - взвился любознательный дедов любимец.
– А это, Славка, древнее слово, от прадедов к нам пришло, а означает оно разведчик и посланец богов. – Дед, ты что-то не того… Кошка – посланец богов! – засомневался Славка. – Много ты знаешь, - обиделся дед. – Так расскажи! И непонятно было, кому интереснее - Славке послушать, или деду рассказать. Да и мы дружно поддержали парнишку. Дед дал себя поуговаривать, но вот, наконец, прозвучали волшебные слова: - А дело было так…
Когда Род, Творец Всего Сущего, создал богов, сотворил и обустроил Землю с помощью своего старшего сына, Сварога, то решил отойти в сторонку, чтобы отдохнуть. Род собрал вместе своих детей и внуков , объявил о своем решении и назначил своим заместителем Сварога. Так Сварог стал называться Небесным Отцом, а его супруга Лада – Небесной Матерью. Были и другие распоряжения.
Потом Творец дал советы , как следить за порядком и как продолжать обустраивать Землю, заботиться о людях и во всем помогать им. – Ну , что же, - подумал Род, - вроде бы все сказал, все объяснил , все правила огласил. Дети должны жить самостоятельно! Род уже поднялся, собираясь удалиться в свои хоромы, где он предполагал предаваться безделью, но вспомнил, что забыл сказать еще об одном правиле – узнавать, что думают о новых правилах те, кого они касаются.
Правда, Род не очень-то верил, что услышит что- нибудь дельное, но, на всякий случай, вернулся к своему креслу и спросил: - Может будут какие -то пожелания, может что- то не ясно, не понятно? Все молчали, переглядывались, но ничего никому в голову не приходило.
Творец Всего Сущего, уже предвкушавший блаженный отдых, очень обрадовался этому молчанию и с легкой душой повернулся к двери.
В это время Макошь, Богиня Мудрости и Магии , негромко спросила:
- А мне вот что непонятно. Ты же сказал , что мы должны следить за порядком, помогать людям .
– Да, сказал,- резко прервал ее Род, в душе ругнувшись на себя, что нарушил еще одно правило – не возвращаться, а то пути не будет. - Дело-то в чем?
- А как мы будем узнавать, где и что происходит, передавать друг другу известия, узнавать, что у людей происходит? – не смутилась от резкого тона Творца Макошь. - Мы же друг другу не всегда можем известие передать, образы мутные получаются, часто понимаем их по - разному. Я вот, давеча, предупредила Ладу, Небесную Мать, чтобы она за дочкой присматривала. А как Лада это поняла, говорить не хочется… Лада весело рассмеялась:
- Да уж, Макошь, ты права. И поняла я не так, и сделала не так, а что получилось, уж лучше помолчать. Макошь тоже рассмеялась и продолжила: - Сварог , так тот, после этого случая стал птицу Алконост с приказом присылать, а она пока облетит всех…
Боги задумались. Они что-то слышали о скандале с дочкой Лады и Сварога, дело было деликатное, много об этом не распространялись, но Макошь права. Все получилось из-за неправильно понятого предупреждения. Род помнил эту историю, но в то время что-то еще отвлекло его внимание, продолжения не получилось И, вот сейчас, видно, пришло время заняться этим. Мысль четко передавать сообщения сразу же увлекла Творца.
Он, уже не думая об отдыхе, перешел к своему рабочему столу, собрал оставшиеся с прошлых творений какие-то кусочки и крошки, сосредоточился , начал мять их пальцами, крутить так и так, прикидывать.
– Да, - посоветовал Сварог, Бог – кузнец, умелец на все руки. - Нужен инструмент. Или изделие . Для связи. Передал - получил ответ.
– А что еще им можно будет делать? – заинтересовался Велес, Бог с многочисленными обязанностями во всех трех мирах, Хозяин всего дикого мира. – Хорошо бы, он сам мог передвигаться между мирами, быть не только вестником, но и разведчиком. Сам бы узнавал, где, что происходит, о чем разговоры идут, и передавал своему хозяину.
– Каждому Богу тогда надо собственный такой инструмент иметь ! – предложил прижимистый Дый, Бог богатства, не любивший делиться своим добром с другими.
- Тогда их много надо делать , - прикинул Сварог. - А пусть сможет само создавать себе подобных - Лада, Небесная Мать, хорошо понимала, как важен этот процесс. – И пусть плодовитое будет! – озаботился Ярило, Бог плодородия. Боги заулыбались: плодовитость самого Ярило становилась уже легендой.
- А что! – вскинулся Ярило, - это же очень важно! - Да кто бы спорил, - успокоил сына Велес.– Вот если бы оно могло видеть сквозь миры и время, тогда его можно будет использовать в магических ритуалах, - подсказал Чернобог, повелитель Нави, под началом которого были колдуны, маги и ведьмы.
– И видеть невидимое, слышать неведомое, менять судьбы! – мечтательно добавила Макошь, а ее помощницы – Доля и Недоля согласно и враз кивнули. Род, слушая эти пожелания, продолжал что-то лепить, что-то отбрасывать, что-то еще подбирать со стола и приделывать то сюда, то туда. Покрутив в руках то, что получилось, подумал и спросил:
- А как с размером? Большое делать? – Зачем большое? Не прокормишь, - возразил Дый.
- А кормить могло бы себя само, охотиться, – добавила Девана, Богиня охоты.
- И пушистое, чтобы детям как живая игрушка была. Дети, играя, будут учиться любить живых существ. – Лада, как всегда, была полна заботы о воспитании детей.
– Ого! Игрушка! – завозмущалась Девана. – Это же охотник будет, коготки и зубки, чтобы были в наличии, да поострее ! И двигался бесшумно!
Род обратился к Сварогу: - Прикинь, Сварог. Как помирить женщин? И ласковый, и чтобы с детьми играл , и чтобы коготки с острыми зубками всегда наготове были ?
- Это так сразу и не сообразишь, - помедлил с ответом Сварог. – А если спрятать коготки в лапки? – только хитроумный Велес умел находить решение, устраивающее всех. – Тогда , пока ласкают его, коготки спрятаны, начнут обижать- зубки и коготки в дело идут. Быстро дети отучатся от жестокости, когда отпор будут получать.
– Да, - согласилась Лада, - это всем подходит. Ты, как, Девана, считаешь?
Своенравной Деване тут уж нечего было возразить, и она кивнула, соглашаясь.
Род еще что-то прилепил, огладил получившееся изделие и подал знак, требующий внимания:
– Так, прикинем. Что же у нас получилось ? Получился прелагатай - посланец богов, разведчик неведомого, соглядатай невидимого. Вот такой длины, - Род немного развел руки,- вот такой высоты, - руки слегка приподнялись над столом, - вот такой ужины, ладони Рода слегка раздвинулись . Тело гибкое, шкурка пушистая, мягкая, шаг неслышный , слух острый, слышит неслышимое, взгляд загадочный, полон чары и магии , хорошо видит Богов и существ из остальных миров , любит ведьм , колдунов и темноту, в крови ярилин хмель и плодовитость , любит приходить ниоткуда, уходить в никуда.
С помощью этого изделия боги могут общаться между собой, делиться известиями, но даже Бог, хозяин, не может ему приказывать, может только просить что-то сделать, так как изделие имеет собственный независимый разум, и вправе поступать так, как считает нужным. Изделие подчиняется только воле Создателя Всего Сущего, то есть мне. И все, что узнает разведчик, тут же становится известным мне и Сварогу, моему заместителю, независимо от того, кто хозяин этого изделия. С любыми тайнами покончено.
Род зорко глянул на детей и внуков : - Что- нибудь еще предложите?
- Да неплохо бы называть как-то. А то изделие, изделие, неясно как-то. – предложил Даждьбог, Бог света, он любил порядок во всем и не любил темноту.
– Правильно, - поддержал Хорс, Бог Солнца. Он всегда поддерживал Даждьбога, чувствуя слегка какую- то неловкость от того, что Даждьбогу приходится пользоваться его отраженным светом.
– А как назовем ? – это Стрибог, Бог ветра, проникая во все щелки, любил задавать вопросы. Род подумал и предложил: - А давайте назовем в честь Макошь, которая первая подумала о необходимости связи между Богами.
– Да, - раздумчиво сказал Велес. –Ты , Род, кого создал? Это и Бог, и колдун , и вестник- все в одном зверьке объединилось, как в судьбе, которая еще называется КОШ и вмещает многое. Значит, этого зверька можно так и назвать –кош, в честь Макошь. Но так как зверек маленький, то- добавляем –ка. Получаем кошка. А уж каждый хозяин будет выбирать для своей кошки то имя, какое захочет. Всем понравилось название нового зверька.
– Кошка, ко-о-о-шка, кошка-а-а-а…- с разными интонациями смаковали Боги новое слово. Оно вместило все – и цель создания, и все, на что способен зверек. Слово текло, ускользая и исчезая. Но, в то же время, в слове зримо ощущалась гибкость зверька и шелковистость шкурки. За ним скрывалась тайна. Род был доволен. Он любил творчество. Создание же такого зверька, как кошка, превосходило все ранее созданное – объем малый, а столько заложено!
Род снова сосредоточился, и на рабочем столе возник небольшой зверек с серой в полоску, лоснящейся шкуркой. Род погладил зверька , под ладонью потрескивали и разлетались синие искры. – Вот вам и кошка ! – весело провозгласил Род. – Изделие первое. Какие будут замечания? – осведомился Творец, по- прежнему ласково поглаживая кошку.
Та вдруг хищно потянулась, сверкнули зеленые глаза с вертикальными зрачками, неуловимым движением кошка свернулась в клубок и вдруг замурлыкала - громко, размеренно, удивительно успокаивающе. Все пришли в восторг.
Род поднял кошку, еще раз ласково погладил и передал ее Макошь. – Получай, Макошь, свой инструмент! По твоей просьбе создан, ты и будешь Повелительницей кошек. Все судьбы в твоих руках, добавим еще и судьбы кошачьи. Макошь бережно приняла кошку, та уютно устроилась у нее на коленях и довольно заурчала.
Род снова вернулся к рабочему столу, под его руками на этот раз возникла кошка с черной гладкой шкуркой. Она открыла глаза удивительного янтарного цвета, огляделась и прямо со стола перепрыгнула, как перелетела, настолько был стремителен этот прыжок, прямо в руки Велеса.
– Ого! – восхитился Род, - эта сама хозяина выбрала! И пошла работа! Под руками Рода возникали новые кошки – черные , полосатые , рыжие. Боги разбирали их, как блины в праздник комоедения .
Морена, Богиня Зимы и Смерти, закапризничала: - Хочу беленькую и пушистую, с голубыми глазами! Все удивились.
– Тебе лучше подойдет черная, вот как у меня! – на коленях у Чернобога разлегся здоровенный черный котище. - Я для всей Нави таких разведу. Всем колдунам, колдуньям и ведьмам велю магические ритуалы с участием черных кошек совершать. Очень впечатляюще получится !
– Нет! – заупрямилась Морена.- Хочу беленькую под цвет моей зимней шубки ! И глазки голубенькие! Род, ну, пожалуйста! Когда Морена пускала в ход просительную улыбку, никто, даже Род, не мог ей противиться.
– Да не вопрос, - добродушно отозвался Род . И вот уже Морена ласкает белоснежную пушистую красавицу.
Ярило, который по многим причинам недолюбливал Морену, тихонько пробурчал, поглаживая своего рыжего, под стать цвету его волос , громадного кота: - Посмотрим, посмотрим, какие котятки у твоей белянки пойдут!
– Да уж не рыжие! Пусть лучше черные! – огрызнулась Морена. Все насмешливо наблюдали этот вечный спор весеннего солнца и уходящей зимы.
Но тут Чур, Хранитель рода людей в Яви, - скромно спросил: - А как будет в Яви, у людей? У них тоже будут кошки? - Конечно, - отозвался Род, - как же Явь без кошек? Нужно же нам знать, что там делается , в этой Яви? Вот выбирай парочку, кота да кошечку, а там они быстро расплодятся. Чур помедлил немного, помолчал , а потом неожиданно для всех попросил: - А можно еще кое - что в кошку добавить ? Чтобы, к примеру, кошки еще и охраняли людей . Вот огонь в очаге , - Чур обратился к Богу огня, Семарглу,- не обижайся, Семаргл, но сын твой, Агуня , не всегда послушный бывает. Нет- нет, да и вырвется на волю. А люди спят. Так вот кошки могли бы получать сигнал, что Бог намерен пошалить, да и вывести людей из избы. Или, бывает, лютый Змей под землей заворочается, а на земле – беда нахлынет : избы рушатся, реки разливаются. А кошки почувствовали бы первыми его шевеленье, предупредили бы людей. Да мало ли чего бывает…
Род мысленно прикинул: – Да , Чур дело говорит! Нужно еще кое-что доделать. А вслух сказал: - Правильно, Чур. Я специально для Яви сделаю особых кошек – хранителец очага. Все у них будет, как у кошек Прави , но и еще важные качества – хранить и любить жилище, в котором они поселятся, погоду предсказывать, о гостях предупреждать, всякую нечисть разгонять, а с домовыми дружить, оба одно дело будут делать, жилище охранять.
Род снова начал что-то лепить, добавлять, приглаживать . – Ну, вот, сварганил! Изделие второе, улучшенное! Это - специальные кошки для Яви. На столе сидел шикарный серый кот, тщательно вылизывающий шкурку. – Ух ты! – восхитился кто-то! – Какой красавец! - А вот ему и подружка нарядная . -Движение рук - и появилась кошечка с интересной окраской – трехцветной. -Трехцветная кошка- богатейка счастье и богатство в дом принесет, и от пожара обережет, и злых людей отвадит. – пояснил Род. - Забирай, подарок, Чур. Тот подхватил кошек и, как-то незаметно, исчез. Род улыбнулся ему в след : - Ишь, заторопился , людской заступник. Молодец. Всем Богам нужно о людях думать, а не только Чуру.
Не будет людей, не понадобятся и Боги. - А как это ? – опять встрял Стрибог, Бог ветра. – А подумай на досуге. Или отца спроси, он знает. Род не любил, когда его перебивали, особенно так легкомысленно, лишь бы спросить.

Все умолкли, машинально продолжая поглаживать зверьков, уютно устроившихся на коленях. Комната наполнилась негромким урчанием кошек, и незаметно все Боги ощутили чувство полного единения и согласия. Род и Сварог переглянулись. Велес перехватил этот обмен взглядами. – Да, инструмент что надо! , - подтвердил он . – Хорошо сработано, Род! Тот довольно улыбнулся: - Все, ребята! Пора мне на покой! -

И ушел, не оглядываясь. Вот так - по воле Рода- Творца, по желанию Макошь, Богини Судьбы, были, созданы кошки – разведчики, посланцы Богов, соглядатаи Богов, колдовские и таинственные зверьки, но, в то же время, - хранители очага и жилища, в котором они решали поселиться. И, вот тогда –то, благодаря кошкам, возникла пословица « Бог все видит, все слышит, все знает».
Дед Матвей многозначительно замолчал, ожидая отклика. Но мы молчали. А на заборе все еще сидели три кошки и , не отрываясь, внимательно следили за людьми. Но вот чужая кошка равнодушно отвернулась, зевнула, показав острые зубки, и вдруг исчезла.
- Вот только что была и уже ее нет! Пошла докладывать! – восхитился Славка.
–Точно,- подтвердил дед- и принялся потягивать свой душистый медовый чай".

Источник - издательство "Северная сказка", гиперссылка - обязательное условие цитирования, поэтому указываю. http://northernfable.ru/history/num-236/
Изображение

СообщениеДобавлено: 11 июл 2013, 16:39
Keltic Prince
Как интересно :cool: Никогда раньше не слышала такую сказку :D