Страница 1 из 1

Кошачий фольклор

СообщениеДобавлено: 28 дек 2008, 18:56
Aleksey
Текст: Екатерина Лисицына
в оформлении использованны иллюстрации И. Билибина
по материалам журнала Друг кошек №1 январь 2009


Кошачий фольклор

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был зверь. Шерсть мохнатая, лапы сильные, глаза горят, хвост трубой — все мыши его боялись. Государством этим была Русь, а время, когда этот зверь в нем завелся, точно указать трудно, но принято считать, что к XII веку в русских княжествах кошки уже водились. Хотя и в небольшом количестве. Известно, что даже в XIV веке кошку на Руси все еще ценили, в прямом смысле слова, на вес серебра. По «себестоимости» она приравнивалась к пахотному животному — волу — и стоила три серебряные гривны, или 150 кун. Сравните: за корову платили всего 40 кун, а за гуся — 30 кун. За убийство кошки полагался большой штраф — гривна, потому что никто, кроме нее, не мог сохранить зерно от потравы и сбрую от грызунов. В судебнике XIV века «Правосудие митрополичье» на этот счет так и говорилось: «А кто собаку убьет или кошку — вины гривна, а собаку даст вместо собаки, а кошку — вместо кошки».
Вот только звали ее тогда иначе — котка. Лишь позже на смену этому слову пришло слегка подправленное — коша, а когда добавился суффикс «к», получилось привычное нашему слуху кошка. А изначально слово кот славянские народы позаимствовали из латыни («каттус» — дикая кошка).

Изображение

Кошачий фольклор

СообщениеДобавлено: 28 дек 2008, 18:57
Aleksey
Приблизительно с XVI века на Русь зачастили послы и путешественники, которые оставили нам интереснейшие описания народного быта, жизни при дворе, нравов. Из их дневников, путевых заметок, записок мы, таким образом, знаем, каковы были бани, как и чем торговали, что выращивали, во что одевались, что ели-пили и как прозывались. В этих письменных свидетельствах кошки не раз упоминаются как домашние животные.
Документы XV-XVI веков дают нам основание утверждать, что прозвища людей со словами кот, кошка, кошурка были похвальны и получали их как крестьяне, так и князья. Вот как записывали таких граждан: землевладелец Микула Кот Артемьев сын Шестаков; князь Григорий Яковлевич Кот Мещерский; бояре Федор Андреевич Кошка Кобылин, Василий Андреевич Кошка Ляцкий и Яков Иванович Брех Кошка; дворяне Иван и Андрей Кошка. Основатель династии будущих графов Шереметевых вел свой род от Андрея Константиновича Беззубец Кошка Шеремет. В первых документах (книгах переписи) упоминались и уменьшительно-ласковые прозвища: Коша Григорьев, Коша Степанов, бояре Игнат Григорьевич Кошура и Василий Кошура. В XVII веке такие «кошачьи» имена все еще в моде: киевский мещанин — Влас Кот, новгородцы — Константин Кот-Мышелов и Кот Окулов. В XVIII веке «статус» кошки возвысился еще больше: о ней даже стали упоминать в специальных «ученых книжках». Например, в «Лечебнике домашних животных» писали, чем кошки питаются, какую кладь охраняют, какого цвета бывают наилучшие мышеловы. В другой книге читателям сообщали, запах каких садовых трав привлекает их и что при этом с ними происходит. Описывали мелких диких кошек, которые, по мнению авторов, мало чем отличались от домашних, разве что «шерсть у них жестче, да хвост толще».
Ближе к XIX веку кошки перестали быть «штучным товаром», по деревням их развелось так много, что малоимущие крестьяне сдавали лишних животных на шкурки специальным объездчикам, выменивая на них, например, посуду, на что указывал Владимир Даль, собиравший по селам и деревням материал для своего будущего словаря.

Кошачий фольклор

СообщениеДобавлено: 28 дек 2008, 18:57
Aleksey
Изображение

Кошачий фольклор

СообщениеДобавлено: 28 дек 2008, 18:58
Aleksey
Сказка - ложь?

Раз на Руси появилась кошка, то в славянских сказах нашлась и легенда о ее происхождении.
В давние-предавние времена покровительствовал всем домашним животным и скоту бог Велес. Как-то пришлось ему заночевать в стоге сена. В котомке у него лежала краюха хлеба, да только утром он нашел лишь крошки в дырявом мешке. Сгрызли хлеб мыши, чем очень рассердили Велеса. Одну он изловил и запихнул в свою рукавицу — там она и превратилась в кошку. С тех пор пошел на Руси кошачий род, а мыши стали считать кошек своими главными врагами.
До наших дней дошло много примет и суеверий про кошек. Сколько их в народе существовало — «приемов задабривания» злых духов с помощью кошки — чуть ли не в каждой области свои, т. е. с местным колоритом.
Восточнославянская мифология говорила о кошках уважительно. Называя их коргорушами или коловершами (т. е. ловкими, проворными, расторопными), считала их добрыми помощниками домовых, правда, вороватыми. А кошки-чернушки вообще стояли, как сказали бы сейчас, вне конкуренции. И хотя кошки черной «масти» весьма причудливо трансформировались то в черта, то в домового, то в лешего, именно они могли «взять на себя» замыслы нечистой силы, а значит, отвести их от людей. Договориться с домовым тоже под силу было только черным кошкам. Им и плошку с молоком ставили у печки, где обитал домовой, который через кошку узнавал все семейные новости. Чернушек считали и самыми добрыми, и лучшими мышеловами. Хотя позднее отдельные негативные отпечатки черных лап просочились в поговорки, укоренившись в сознании русского человека. Например, если друзья рассорятся, то говорят, что между ними пробежала черная кошка.

Кошачий фольклор

СообщениеДобавлено: 28 дек 2008, 18:59
Aleksey
Изображение

Кошачий фольклор

СообщениеДобавлено: 28 дек 2008, 19:00
Aleksey
Один из сохранившихся обрядов, дошедший до наших дней, переезд в новый дом. Теперь обычно говорят, что есть такая примета — впускать на новоселье первой кошку, чтобы жить счастливо и с достатком. Делают это просто: запускают кошку вквартиру, а потом уж и сами заходят.
Раньше переход в новую избу считался опасным и даже жутким делом. Вот и придумали особый обряд, чтобы отвести от нового жилья всякие напасти. Участвовали в этом «спектакле» и другие животные, но черная кошка была на первых ролях. До нас дошли лишь слабые отголоски прошлого, а современная кошка любой окраски стала милым, радостным «переходным звеном» при смене места жительства.
В последнее десятилетие под эту примету даже теоретическую базу подвели, мол, кошка — «лучший биоиндикатор, видит геомагнитный рисунок места, ощущает поля напряжения, укажет на отрицательные точки» и т. п. Может, и так.

Кошачий фольклор

СообщениеДобавлено: 28 дек 2008, 19:00
Aleksey
Изображение

Кошачий фольклор

СообщениеДобавлено: 28 дек 2008, 19:01
Aleksey
Уж ты, котенька-коток

Достойное место коты — всякие-разные — заняли и в русском фольклоре. В старинных сказках (впоследствии сильно прилизанных) какого только кота не встретишь: и Котище — вытаращи глазища, и Кота Котофеича, и Кота-Баюна. Из сказок коты, мастерски обыгранные выдающимися писателями, перешли в литературные произведения, где и заняли достойное место.
Но про вражду мышей с котами народ не забывал: придумал «Небылицу в лицах» про то, как «мыши кота хоронили». Печатали ее под лубочной картинкой, и была она столь популярной, что эта незамысловатая сказка выдержала множество переизданий, вплоть до начала XX века. Пожалуй, не все и знают содержание «Небылицы»: мыши-то поторопились схоронить кота, а он, хитрец, лишь притворился мертвым, да всех мышей и слопал. Правда, имелся и другой вариант: кот-жадина объелся мышами, да и помер, вот его с веселой музыкой и похоронили.
С точки зрения современной фелинологии, интересна подпись к одному из вариантов этой фольклорной сказки. Вот как характеризуются там кот и кошка: Жил-был кот заморский, а родом — задонский, Котофеевна астраханка, а родом — казанка...
В другой версии кот определен как «казанский, ум астраханский, разум сибирский». Понятно, что с таким умом да разумом обхитрить мышей коту казанскому — пара пустяков.

Кошачий фольклор

СообщениеДобавлено: 28 дек 2008, 19:01
Aleksey
Изображение

Кошачий фольклор

СообщениеДобавлено: 28 дек 2008, 19:01
Aleksey
Иногда указывалась кличка кота, окрас и рост: «Жил Мурлыка — кот сибирский, рост богатырский, сизая шкурка, усы как у турка...» Обычно и рисовали этих котов серыми или полосатыми, но короткошерстными.
А взять русские потешки и прибаутки, считалки и колыбельные, загадки и скороговорки, пословицы да поговорки — сколько кошек там можно встретить! Раз уж мы вспоминали мышей, то вот вам популярные, а главное, до сих пор употребляемые пословицы: «Кот спит, а мышей видит»; «Играет, как кошка с мышкой»; «Мышке с кошкой внаклад играть»; «Кошке игрушки, а мышке слезки»; «Без кота мышам масленица». Их больше, чем в фольклоре любой другой страны. Это можно объяснить тем, что гонений на кошек на Руси не было, в отличие от Европы — там Средневековье дорого обошлось кошачьему племени.

Загадки

СообщениеДобавлено: 10 янв 2015, 19:52
Aleksey
Две ковырка, две подковырки, один вертун, два воина, третья маковка?: показать
Кошка

Четыре четырки, две растопырки, один вертун, да два яхонта?: показать
Кошка

Белая кошка лезет в окошко?: показать
Свет

СообщениеДобавлено: 10 янв 2015, 20:03
Keltic Prince
Один вертун - это сильно сказано :-)