Котоальманах "Коты через века" Выпуск "Русский кот". Часть1
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и музыке.
Домашние кошки на Руси завелись в далекую старину. По легенде, одного из первых котов привезла в Херсонес из Византии принцесса Анна, невеста, а потом и жена князя Владимира Красно Солнышко. Благодаря этому кошка стала восприниматься как животное христианское. Её можно в отличие от собаки называть христианским именем, ей можно заходить в алтарь. До сих пор во Владимире, Суздале и многих других древнерусских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для удобства кошек.
Протоирей Сергей Правдолюбов в своей книге "Что запомнилось из прошедшего" вспоминает, что однажды c Патриархом Алексием I произошел забавный случай. "В какой–то большой праздник отворяются Царские врата, а откуда–то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьезно обратился к коту: “Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось”. Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет."
Древнерусское государство не знало судебных процессов над животными, тут ни кому не приходило в голову называть котов слугами дьявола и сжигать на кострах. И кошки отплатили жителям Руси сторицей - эпидемия "черной смерти", охватившая в четырнадцатом веке Западную Европу из-за великого множества крыс обошла древнерусские земли стороной. В это время кошку на Руси ценили на вес серебра. Она приравнивалась по стоимости к пахотному животному – волу и стоила три серебряных гривны (гривна – слиток серебра весом 205 граммов). Большой штраф (гривна) взимался за убийство кошки, потому что сохранить зерно и сбрую от грызунов, главным из которых была мышь, не мог никто, кроме нее. "Мышь есть плюгава и пакости деет человеческому роду, порты грызёт и иныя вещи; сице и человек, аще поганию учинится сиречь отступит от веры угрызует от божественного писания словеса..." - писали в старину.
Звали кошку тогда иначе – котка. Затем на смену этому слову пришло немного подправленное – коша, а после добавления буквы «к» получилось привычное слуху – кошка. В знаменитой книге шестнадцатого века - "Домострое" - подробно рассказывается, что делать при укусе "зверя, именуемого кот". Побывавшие в России в шестнадцатом-семнадцатом веках иностранцы не раз рассказывали о кошках как домашних любимцах. В XVIII о кошке стали упоминать в специальных ученых книжках (например, «Лечебнике домашних животных»).
Со временем кошки широко распространились в русских городах. Горожане всегда ценили и любили кошек. В патриархальной Москве они считались атрибутом благополучия и достатка в доме. В. А. Гиляровский писал, что когда в начале ХХ века в торговом Охотном ряду было решено навести порядок, «первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта – у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».
Отдавали должное кошкам и царские особы. В Эрмитаже и поныне хранится работа голландского художника Фредерика Мушерона — портретное изображение кота царя Алексея Михайловича (1661 год). В одном из указов Петра I содержится высочайшее повеление «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». У него же жил привезенный из Голландии кот. Дочь его, государыня Елизавета Петровна, в 1745 году приказывала выписать из Казани специально для Зимнего дворца как особо искусных охотников котов-крысоловов местной породы. При дворе Екатерины Великой жили красавицы кошки пепельно-голубого окраса, короткошерстные, с ярко-зелеными глазами. Голубой кот по прозвищу Васька жил у императора Николая I.
Один из любимых котов царя Алексея Михайловича. Гравюра Холлара с рисунка Фредерика де Мушерона. 1661
На первый взгляд может показаться, что русская классическая живопись небогата кошачьими образами. Среди русских художников не было так называемых "кошачьих Рафаэлей", как в шутку называли живописцев, которые посвятили свое искусство бесчисленным изображениям кошек. Русское искусство было слишком серьезно, социально ориентировано для того, чтобы интересоваться котами как таковыми. Однако коты и кошки - постоянные участники повседневной домашней жизни - появляются на многих картинах и рисунках.
Кот и его хозяйка
Алексей Венецианов. Девочка с котенком. 20-е годы XIX в. (местонахождение неизвестно, в Третьяковской галерее сохранился черно-белый негатив)
Павел Федотов. Девушка с чёрной кошкой на коленях. 1849
Мурка, не гляди, там сыч На подушке вышит. Мурка, серый, не мурлычь, Бабушка услышит. Няня, не горит свеча И скребутся мыши. Я боюсь того сыча. Для чего он вышит? Анна Ахматова
Борис Григорьев. Женщина с котом. Первая четверть 20 в.
Они приходят к нам, когда У нас в глазах не видно боли. Но боль пришла - их нету боле: В кошачьем сердце нет стыда! Смешно, не правда ли, поэт, Их обучать домашней роли. Они бегут от рабской доли. В кошачьем сердце рабства нет! Как ни мани, как ни зови, Как ни балуй в уютной холе, Единый миг - они на воле: В кошачьем сердце нет любви! Марина Цветаева