Сведения о Древнем Египте попали на Русь вместе с принятием христианства и появлением письменности. Они содержались в Библии, агиографической литературе, апокрифах, средневековом романе «Александрия», «хождениях» - средневековом жанре паломнической литературы. Источником служили также сочинения античных историков (Геродота, Иосифа Флавия, Плутарха) и византийские хроники.
Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия ок. 664 - 525 гг. до н.э.
Первые объекты, в которых встречаются египетские формы и мотивы, появляются в русском искусстве в петровскую эпоху, в русле общего усвоения европейского художественного опыта. Превращение России в империю и возведение Петербурга вызвало подлинный всплеск в развитии архитектуры. Именно тогда в ней и появляются элементы, восходящие к египетской архитектуре: пирамиды и обелиски. Одна из первых пирамид, построенных в России, - это фонтан в первой императорской загородной резиденции Петергофе (арх. Н. Микетти, 1721).
Древнеегипетская статуя кота. Эпоха Птолемеев, 311–30 гг. до н.э.
Распространению элементов египетской культуры и появлению стилизаций чрезвычайно способствовало русское масонство. В масонской символике важное место занимала пара Осирис и Исида, изображение и описание которых становится особенно частым. Египетские элементы стали появляться в декоре зданий наряду с масонскими символами. Создание Академии художеств (1757) поставило изучение истории искусства и архитектуры на серьезную основу. Для процесса обучения в Россию доставляются копии произведений античности, в том числе сделанные с египетских подлинников. Появляются фигуры сфинксов, которые в последние десятилетия XVIII в. стали устанавливаться в Петербурге и пригородах. Сфинксы предстают мифическими существами женского рода, а не мужского, как это было в Древнем Египте. Одни из первых в России фигуры сфинксов появились перед Строгановским дворцом на Полюстровской набережной (1794-1796, арх. А. Н. Воронихин) и перед загородной дачей князя А. А. Безбородко.
Древнеегипетская статуя кота, ХXVI династия, 663-525 гг. до н.э.
Пирамида, строившаяся в древности как гробница фараона, превращается в Европе XVIII в., а затем и в России, в элемент садово-парковой архитектуры, осмысленный как Храм Хроноса – времени и вечности. Египетская тематика используется в русле общих тенденций эпохи при оформлении усадеб (Египетский вестибюль в Архангельском). В Останкинском дворце графа Шереметева «египетские фигуры» украшают портал «Голубого зала», а «Египетский павильон» (арх. В. Бренна) украшают сфинксы. Обелиски по европейской традиции стали возводиться в честь военных побед и выдающихся полководцев. Кагульский обелиск (1771-1772 арх. А. Ринальди) был первым памятником воинской славы в Царском Селе. По проекту арх. В. Бренны на Марсовом поле был возведен обелиск «Румянцева победам» (1799).
Одна из шестисот кошачьих статуй, найденных в храме Баст в Александрии.
В эпоху модерна возникает качественно новое использование основных египетских символов, основанное на развитии египтологии. Философия В. Соловьева оказала решающее влияние на широкое использование в живописи египетских символов, в первую очередь образа пирамиды. В мистическом видении, явившемуся ему в Египте, Соловьев увидел божественную основу мира, что затем широко отразились в поэзии (лирика К. Бальмонта, В. Брюсова, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Кузмина, И. Бунина). К мировоззрению древних египтян и их искусству проявил пристальный интерес и религиозный философ и писатель В. Розанов (1856-1919). Его позиция во многом противоположна концепции В. Соловьева. Религия египтян предстает в его изложении живой, полнокровной, побеждающей смерть. Розанов пытался понять глубину содержания традиционных для египетской культуры символов и образов (иероглифов, Исиды, Осириса, скарабея, пирамиды, лотоса и др.).
Древнеегипетская терракотовая статуэтка кошки. Эпоха Птолемеев, 305-30 гг. до н.э.
Одной из примет российской "египтомании" стало возвращение к образу Клеопатры после "Египетских ночей" Пушкина. Было ли это предчувствием распада империи (а ведь судьба Клеопатры - это еще и иллюстрация к триумфу и трагедии Рима), или нет, мы достоверно сказать не можем, но мотив судьбы Клеопатры в эпоху русского модерна получил дальнейшее развитие и новую интерпретацию в живописи и в балетном спектакле. К трактовке ее личности и судьбы обращались выдающиеся мастера из разных сфер искусства (М. Врубель, М. Фокин, И. Рубинштейн и др.).
В мае 1912 г. было открыто здание Пушкинского музея на Волхонке, построенного по проекту архитектора М. Клейна. Парадный вход и зал для египетской коллекции оформлен им в соответствующем стиле. В 1913-1914 году архитектором А. Чернышовым был перестроен в египетском стиле даже Красноярский краеведческий музей. 1917 год принес с собой новые виды искусства и новые формы, среди которых, как и в эпоху Французской революции, оказались не забыты обелиск и пирамида. Но это уже совсем другая история, мы же вернемся к нашим котам... к тем самым котам, которые в древности были посланцами богов и до сих пор помнят об этом!
Лесли Энн Айвори, Великобритания. Египетский кот. Конец 20 в.