Страница 3 из 4

СообщениеДобавлено: 14 фев 2016, 11:31
Aleksey
Изображение
Остракон (черепок египетского сосуда) с росписью "Кот и мышь"

СообщениеДобавлено: 14 фев 2016, 11:34
Aleksey
"О, чудесная кошка, дарованная навеки" гласит надпись на древнеегипетском обелиске в Небре. Искусство Древнего Египта подарило нам чудесные образы кошек, которые и сегодня поражают реалистичностью и величием, точностью деталей и обобщением. Египетские котопортреты - это мастерские изображения не просто животных, но высших существ, посредников между человеком и божеством.

Изображение
Фигура кошки из Мемфиса. Среднее царство, XII династия, ок. 1981–1802 гг. до н.э.

СообщениеДобавлено: 14 фев 2016, 11:35
Aleksey


Фильм "Кошки Египта: от божества до убожества" (Бельгия, 2004 г.).

СообщениеДобавлено: 14 фев 2016, 16:08
madchenksu
Спасибо!!
Очень познавательно)))

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:02
Aleksey
Изображение

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:03
Aleksey
Цивилизация Древнего Египта внесла огромный вклад в развитие мировой культуры и искусства. Это связано с тем, что египетское искусство строго следовало определенной традиции и создало характерные и запоминающиеся образы: пирамиды, обелиски, сфинксы, крылатые диски, мумии, саркофаги, скульптуры, иероглифы, стилизованные рисунки. Для европейской архитектуры и искусства обращение к наследию древней цивилизации было столь же важным, как и усвоение элементов античной культуры. Более того, Греция и Рим, опиравшиеся на древнеегипетскую культуру, стали посредниками для европейского восприятия Древнего Египта. Начиная с XVI в. в атмосфере увлечения античностью рос интерес и к Египту.

Изображение
Бронзовый кот. XXVI династия, ок. 600 года до н.э.

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:05
Aleksey
В целом можно сказать, что «египетский стиль» формируют три важнейших источника: археологический, художественныйе и эзотерический, где Древний Египет предстает носителем универсального, тайного знания.
Первая волна европейской "египтомании", как ни странно, связана с античной Грецией, в которой Египет, в отличие от враждебной Персии, воспринимался как далекая страна мудрости и тайных знаний.
После походов Александра Македонского многие черты египетского искусства проникают в греческое, а оно уже передает их в своей интерпретации культуре Римской империи. Так, например, обелиски, возводимые в Египте парами перед входом в храмы и изначально связанные с солнечным культом, в Риме становятся памятниками воинской доблести римских цезарей и частью языка римской классической архитектуры и декора.

Изображение
Статуя кота. XXVI династия, 663-525 гг. до н.э.

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:06
Aleksey
После падения Рима образ Египта у средневековых европейцев связывается в основном с библейскими текстами, но как только наступает Новое время, в искусстве снова появляются египетские мотивы.
Например, во Франции в эпоху Людовика XVI возникла живописная фаза рококо, для которой характерно использование египетских элементов в неегипетской манере. Элементы египетского декора присутствуют во внутреннем убранстве (покои королевы Марии Антуанетты в Версале и Фонтенбло) и мебели. Зал папирусов и Галерея ковров в Ватикане стали примером таких же тенденций в Италии, которые позднее обнаруживаются в Англии и Германии. В конце XVIII в. египетские темы и формы уже широко присутствовали в искусстве и архитектуре и даже стали объектом исследования (Катремер де Кьянси, «Какой была архитектура египтян, и что греки у нее позаимствовали», 1785).

Изображение
Фонтан дю Пальмер. Париж, 1806

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:08
Aleksey
Нельзя забывать и о том, что египетскую символику широко использовали различные масонские ложи.
Французская революция 1789 года принесла новое отношение к египетской символике. Она должна была заменить старую, христианскую. Обелиск и пирамида стали одними из самых распространенных архитектурных сооружений.
Стратегический и научный интерес Наполеона к Египту, участие в египетском походе (1798-1799), археологической экспедиции под руководством Д.- В. Денона и издание «Описания Египта» (1802) определили особое внимание эпохи к культуре Египта.
В этот период наряду с римскими цитатами, египетские мотивы используются в архитектуре, декоре, живописи, скульптуре, в оформлении интерьеров, малых архитектурных формах. В украшении мебели повсеместно встречаются изображения сфинксов, пирамиды, пилоны, лотосы и иероглифы. Во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики. Они использовались при строительстве объектов для прославления Бонапарта (Париж «Фонтан Феллаха», «Фонтан Победы», «Фонтан Мира»). Уникальным примером «египтомании» является заказанный Наполеоном севрский "Египетский сервиз".
Научный интерес к Египту должен был укрепить государственную идеологию, показав Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. «Египтомания» эпохи Империи подтолкнула Францию к формированию египтологии как науки о древностях, важнейшей вехой которой стало эпохальное открытие Шампольона – дешифровка иероглифов (1822).

Изображение
Древнеегипетская статуя кота

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:09
Aleksey
Изображение
Теодор Дек, Франция. Керамический кот в египетском стиле. Конец 19 в.

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:10
Aleksey
Следующий период "египтомании" приходится на эпоху модерна. В этот время египетский стиль применяется в строительстве самых разных по назначению зданий, Строгие монументальные формы используются во всех областях архитектуры и интерьера, египетские цитаты придают постройкам и интерьерам оригинальность и красочность. Примером внесения египетских элементов в стиль «модерн» могут служить Египетские павильоны на Парижских выставках 1889 и 1900 гг. Сфрормировался стиль, названный "Ретурн д' Эжипт" (Возвращение Египта). Интересно, что он широко использует мотивы африканского искусства. Для модерна Египет - не обломок Римской империи, а загадочная и экзотическая африканская страна.

Изображение
Древнеегипетская статуя кота

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:12
Aleksey
Изображение
Подставка для книг в стиле арт-деко, 1920-30-е гг.

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:13
Aleksey
Последний всплеск "егоптомании" связан с открытием гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году. Интерес к раскопкам в Египте был во многом инспирирован и далекими от искусства факторами. Египет обрел независимость, Османская империя распалась на множество государств, Восток перестал восприниматься как нечто культурномонолитное. Во-вторых, большую роль в "египтомании", да и в увлечении Востоком в целом, сыграли "Русские сезоны" в Париже с их ориенталистскими балетами. В-третьих, сама по себе ситуация межвоенной Европы заставляла искать опору в чем-то древнем и неизменяемом. Ну и наконец, приближалось то время, которое в 1932 году будет охарактеризовано фразой "Что же дальше, маленький человек". В Европе становилось холодно, хотелось спрятаться в Египет, в Китай, как Пуччини в его последней опере "Турандот", в "бананово-лимонный Сингапур". Именно поэтому египетский стиль прочно укоренился в арт-деко, использовался в мебели, ювелирных украшениях, в одежде, отразился на искусстве книжной иллюстрации и театральных декорациях. В моде были геометрические стрижки, напоминющие египетские парики, подведенные глаза, худоба, смуглый цвет кожи. Модницы даже принимали ванны с йодом, чтобы жемчуга на темной коже выглядели особенно шикарно.

Изображение
Древнеегипетская статуя кота

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:14
Aleksey
Изображение
Бывшая табачная фабрика Каррерас в стиле арт-деко, Лондон, 1920-е гг.

СообщениеДобавлено: 15 фев 2016, 21:15
Aleksey
Не обошла египтомания и Россию. Россия познакомилась с Египтом через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с Петровской эпохи), а затем выработала собственную интерпретацию египетского стиля.

Изображение
Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия, 664-525 гг. до н.э.