Страница 1 из 4

Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Египетский кот"

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 12:15
Aleksey
Источник: Блог marinagra на ЖЖ.

Авторы котоальманаха "Коты через века" alise84, dhyul, marinagra, archigenova, ekolovrat предлагают вашему вниманию выпуск, посвященный египетскому коту, и желают вам, друзья, приятного чтения!


Изображение

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 12:17
Aleksey
Путешествуя по странам и континентам, мы с вами видели, как любят кошек в Японии и в России, в Англии и во Франции, как вдохновляют кошачьи образы художников и поэтов всего мира. Однако нигде и никогда почитание кошек не было столь глубоким и безусловным, как в Древнем Египте. Почему египтяне обожествляли кошек и поклонялись им?

Изображение

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 12:22
Aleksey
Религиозные воззрения древних египтян - это та сторона древнеегипетской истории, которая, похоже, больше всего интересует современного человека. Ментальность современной Европы выросла из верований и мировоззрения совсем других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение, – явление абсолютно уникальное.

Изображение
Дикий кот. Фрагмент сцены охоты.
Гробница Небамун, Фивы, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 12:23
Aleksey
Изображение

Сцена охоты на птиц, фрагмент.
Гробница Менны, Новое царство, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 12:29
Aleksey
Уникально оно, в том числе, и своим зооморфизмом. Обожествление сил природы, животных и растений достигло в Египте уровня, не сопоставимого ни с одной другой древней культурой. Яркие зооморфные образы, созданные египетскими художниками, поражают даже больше, чем демоны Шумера и Вавилона.
Удивительно и то, что художественная яркость и фантастичность образов египетских богов достигаются при использовании минимума фантастических средств, в отличие от тех же Шумера и Вавилона, и это одна из отличительных черт египетских верований.

Изображение
Дикая кошка в зарослях папируса. Роспись из некрополя Бени-Хасан. Среднее царство, ок. 20 в.до н.э.

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 12:35
Aleksey
Вторая важная черта религиозной системы Древнего Египта – ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов.
В-третьих, говоря о религии Древнего Египта, нельзя не заметить, что она весьма символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Изучая древнеегипетские верования, мы постоянно сталкиваемся с одной стороны с отголосками далекого прошлого древних египтян, а с другой – с достаточно высоким уровнем абстракции, присущим религии общества, имеющего письменность, литературу и искусство.

Изображение
Бронзовая голова кошки. XXV-XXX династии, 716-311 гг. до н.э.

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 12:36
Aleksey
Географическая среда, в которой жили египтяне, фауна, игравшая многообразную роль в их жизни, были существенным фактором возникновения конкретных форм египетского тотемизма и его последующего превращения в культ животных. Так, например, скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота: во времена Первой династии существовал культ быка Аписа. Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека, который возникал в местах, изобилующих этими животными.

Изображение

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 12:43
Aleksey
И наконец, очень широко был распространен культ кошки. Древний Египет являлся преимущественно аграрной страной, а к тому времени человек научился выращивать достаточно зерна, чтобы запасать его впрок. Крысы и мыши наносили большой урон запасам зерна, а кошки, уничтожая грызунов, помогали сберечь урожай. Кроме того, кошки устраняли такую смертельную опасность, как заползающие в жилища ядовитые змеи.

Изображение
Голова кошки. XXVI-XXXI династии, 666–44 г. до н.э.

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 12:47
Aleksey
Изображение
Голова богини Баст. XXVI династиия. Ок. 600 г. до н.э.

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 13:14
Aleksey
Кот считался у египтян одним из воплощений бога Солнца Ра - одного из важнейших богов египетского пантеона. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых», Ра выступает как «великий кот»: он сражается со змеем Ими-Ухенеф. В надписях из гробниц царей XIX и XX династий восхваляется царственный Ра и приводится следующая поэтическая устойчивая формула: "Ты - великий кот, мститель богов

Изображение
Рисунок на папирусе из 17-й главы "Книги мертвых". Солнечный бог Ра убивает змея Ими-Ухенеф под деревом ишед - священной сикиморой Гелиополя.

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 13:23
Aleksey
Изображение

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 13:27
Aleksey
Культ кошек сложился в древний период египетской истории (Вторая династия, около 2 800 лет до н.э.) и продолжался до 1 века до н.э. Древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии (14 в. до н. э): сохранился кошачий саркофаг, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса. Около 2 500 лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династий встречаются символы, обозначающие кошек.
ИзображениеИзображение
Бронзовая статуя Баст. XXI-XXIII династии, ок. 1069-702 гг. до н. э.
Бронзовая фигура богини Баст. Эпоха Птолемеев, ок. 311-30 гг. до н. э.

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 13:29
Aleksey
Религиозным центром поклонения кошкам был город Пер-Бастет (греки называли его Бубастис) на востоке дельты Нила, где, по свидетельству греческого историка Геродота, находился прекрасный храм, посвящённый богине Баст, дочери бога Солнца Ра и богини Луны Хатхор.
Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, защиты от заразных болезней и злых духов. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, Баст изображали в виде львицы, позднее - в виде женщины с кошачьей головой. Считается также, что Баст имеет два воплощения: женщина с кошачьей головой - добрая сущность, с львиной - агрессивная.

Изображение
Бронзовая статуя Баст. 600-300 гг. до н.э.

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 13:45
Aleksey
Атрибутом Баст был музыкальный инструмент систр - трещотка, состоящая из рамки с металлическими подвижными стержнями. Часто котоголовая богиня изображается с систром в руках, а у её ног играют четыре котёнка. Расцвет культа Баст (и культа кошек) относится к XXII династии Бубастидов (10 — 8 века до н. э), когда фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл Пер-Бастет до статуса столицы.

Изображение
Львиноподобная богиня Бастет-Уаджит

СообщениеДобавлено: 13 фев 2016, 14:00
Aleksey
В главном святилище города возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних праздников статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Люди со всех уголков Египта стекались к месту паломничества, даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Баст. Хотя приведённую Геродотом цифру в 700 тысяч празднующих историки считают преувеличенной, празднество, вероятно, было очень значительным. Даже в самых маленьких деревнях имелся храм Баст, в котором жила священная кошка.

Изображение
Саркофаг Та-миу, кошки принца Тутмоса. Известняк, высота 64 см
14 в. до н.э. Новое церство, XVIII династия, правление Аменхотепа III