Радоница - день особого поминовения усопших В советское время, когда попасть на Пасху в храм было трудно, сложился обычай посещать кладбища в самый день праздника. Однако поминовение усопших начинается только с девятого дня после Пасхи – 13 апреля В 2010 году. Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении наши умершие.
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первый после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на кладбищах, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза, а часть приготовленного отдается нищим. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!» «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
В советское время, когда попасть на Пасху в храм было трудно, опасно или даже невозможно, сложился обычай посещать кладбища в самый день праздника. Однако в Церкви вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому мы соблюдаем ее в чистоте и порядке.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
Свежий ветер, звон пасхальный, Крики перелётных птиц. Снова светится печальный Город призрачных границ.
Рассыпается свечами Тьма зелёная могил И небесными речами Светлоликий Словокрыл.
Здесь никто не спит ночами, Не на веки прах остыл, Под чудесными лучами Смел и жгуч сердечный пыл.
И ночная королева, Белым саваном сквозя, Здесь жива – играет Дева Тем, чем тешиться нельзя.
А вокруг неё поэты, В танце бешенном кружась, Декламируют сонеты, Под шаги её ложась.
И рекою льётся в кубки Молодое Кровь-вино, Тело царственной голубки Вечностью заражено.
С ней минутно сочетаясь, Исполняясь новых сил, Восвояси убираясь, Каждый взял, кто что просил.
И мечту в руках лелея, Повернулся на Восток – Шепчет Царская аллея Образ новых белых строк.
Разливается лучами По земле её Кумир И влюблёнными речами Шепчет миру: МИРУ – МИР...
Радоница
Автор неизвестен
Мы плачем, когда покидает Наш мир дорогая душа. А сердце от боли страдает, Обряд погребальный верша. Давайте сегодня не плакать, Что души ушли в мир иной. Они посылают нам знаки, Но нас не торопят с собой. В День поминовенья усопших Они поРАДеют за нас, Что мы землю-матушку топчем, Не пробил для нас еще час. На нашем Пути еще много Рассветов, и весен, и лет... Для нас- рушниками дорога, Для них- ТОТ загадочный СВЕТ…